Историческая справка

Славная история города – это и славная история 4-ой школы, которая в 2005 году отметила свое 100-летие. Перелистаем же страницы этой истории.

В 1905 году в Клинцах было создано Общество пособия бедным. Благотворители, осознавая свою ответственность, искали возможность помочь малоимущим получить доступ к образованию. Так возникла идея открыть школу для бедных.

Свои средства в строительство школы для малоимущих вложили известные и уважаемые в посаде Клинцы люди – фабриканты Барышниковы и Сапожковы.

Открыта школа была как начальная: учили счету, письму, чтению, закону Божьему.

В 1906 году в школе насчитывалось уже 60 учеников. Это были дети бедных родителей, сироты и бесприютные. «Одетые прежде в тряпье, они здесь преобразились: пригреты, умыты, одеты, обуты» — так писала об успехах Общества пособия бедным в Клинцах газета «Черниговское слово».

Поначалу школа функционировала в наемном помещении, строительство здания велось на северной окраине посада. В те годы северная граница посада проходила по улице Ореховка (ныне Орджоникидзе), далее шли поля забегаевских крестьян. Квартал между улицами Садовой (ныне Лермонтова) и Ореховкой в 1903-1906 гг. очень изменился: большой пустырь, носивший название «Конная площадь», где устраивались ярмарки, а между ними велась торговля лошадьми, рогатым скотом, сеном, был обнесен забором и превращен в Сад Вольного Пожарного Общества. Сад стал местом гуляния и отдыха клинчан.

 

А вот землю позади молодого сада Городская Дума выделила под строительство школы для бедных детей.  На школьной усадьбе были посажены фруктовые деревья, ягодные кустарники, был разбит огород, где учились ухаживать за садовыми насаждениями, выращивали овощные культуры. К 1912 году рядом со зданием школы было построено здание приюта для сирот, где дети должны были жить на полном обеспечении благотворителей.

Вход был со стороны парка. Во дворе находилась часовня, где отпевали умерших детей-сирот, здесь же их и хоронили.

Школа часто меняла свой статус: то она была начальная, то трудовая, то женская, то политехническая, то семилетняя, то средняя.

По воспоминаниям Александры Ивановны Подвойской, первой в нашем городе заслуженной учительницы, преподававшей в начальных классах, в 1926 году школа функционировала как начальная, заведовала ею Александра Афанасьевна Васильева. Работа шла в две и три смены.

Тогда по Закону о всеобщем начальном образовании школа вела усиленную борьбу за вовлечение в учебу всех детей школьного возраста.

Учебное заведение было тогда и очагом культуры, местом отдыха и профессионального развития учителей.

С 1928 года  школа стала семилеткой. Перед ней поставили задачу не только обучения, но и политического воспитания учащихся и родителей. Специальные учительские бригады готовили и проводили родительские собрания, где затрагивались не только вопросы учебы, успеваемости. Говорили на темы политические. Вели антирелигиозную пропаганду, обсуждали роль эстетики в жизни человека. Особенно школа заботилась о просвещении женщин. Была организована бригада нянь-пионеров и комсомольцев, которые присматривали за маленькими детьми, пока матери находились на беседе или собрании в школе.

Преподавательский состав был высококвалифицированный: математик Феофания Ивановна Базыль – строгая, но добрейшей души человек; Константин Лукич Грещинский — георгаф, считавший, что важнее предмета нет, его должны знать все от мала до велика; Александр Иванович Сапоцкий, естествовед, считавший, что естествознание – это жизнь. Неутомимым, влюбленным в свое дело был преподаватель трудового обучения Николай Иванович Чернышов. На уроках труда он вместе с учениками работал над озеленением школы.

В 1941 году в здании школы был открыт мобилизационный пункт. Во время оккупации школа продолжала работать. А ее ученики, выпускники, учителя защищали независимость своей Родины на фронтах Великой Отечественной войны, ковали победу в тылу – работали в подполье, уходили к партизанам. Живая свидетельница тех событий – ученица школы Любовь Антоновна Григорьева.

В 1967 году директором школы был назначен участник Великой Отечественной войны историк Алексей Иванович Еловский. Он предложил установить памятник погибшим воинам – выпускникам школы. Вскоре памятник был установлен, благоустроили и территорию школьного двора. Теперь у памятника стали проводиться важнейшие школьные мероприятия: первые и последние звонки, линейки, здесь подводятся итоги учебного года, проходит награждение учеников за хорошую учебу, за трудовые успехи.

В разные годы коллектив школы на такие линейки выводили мудрые, трудолюбивые, не жалевшие себя руководители:

Васильева Александра Афанасьевна

Мартьянова Капитолина Павловна

Подвойский Александр Иванович

Шумейко Мария Герасимовна

Бордовский Алексей Иванович

Моргунов Яков Никитич

Некрасова Клавдия Николаевна

Перлин Григорий Савельевич

Леженников Ефрем Михайлович

Еловский Алексей Иванович

Мартыничева Лариса Владимировна

Ковпаев Виктор Владимирович

100 лет – большой срок. Сколько событий произошло за этот период! Что-то забылось, но многое осталось в памяти выпускников разных лет и стало историей.

Остались в нашей памяти люди, которые создавали эту историю, жили и работали так, что свет их будет еще долго согревать всех нас.

Они не дожили до столетнего школьного  юбилея, потому что щедры и отзывчивы были их сердца, вместившие в себя радость и боль всех своих учеников. Пусть будут благословенны их светлые имена:

Вознесенская Рахиль Эммануиловна

Бардовская Мария Николаевна

Кантор Владимир Яковлевич

Новиков Дмитрий Петрович

Дегтярев Петр Никифорович

Щерба Ксения Терентьевна

Буракова Мария Ивановна

Бельчук Георгий Николаевич

Митрофанова Таисия Фоминична

Макаревич  Евдокия Георгиевна

Макаревич Евгений Евгеньевич

Кравченко Лидия Александровна

Алексикова Мария Федоровна

Терещенко Аделаида Романовна

Макаренко Антонина Андреевна

Подвойская Александра Ивановна

Петрова Ольга Петровна

Кристалинская Софья Израилевна

Колбунов Алексей Иванович

Швец Петр Григорьевич

Каменская Нина Ивановна

Колодько Виталий Петрович

Козлов Владимир Гаврилович

Афанасьев Иван Михайлович

Свидетелем многих исторических событий была школа: войны, революции, разрухи и восстановления, перестройки. Но что бы ни происходило в истории нашего государства, главным для школы всегда оставалось одно – учить и воспитывать детей.

Как же с этой задачей справляется школа №4 сегодня?

В настоящее время  в школе скомплектовано 29 классов, в которых обучается 675 учеников. В начальной школе есть специальные классы коррекции зрения (с первого по четвертый), 10 и 11 классы – (юридические). В 2004 году введен в строй современный компьютерный класс.

Ежегодно школа выпускает медалистов, которые являются ее гордостью. За послевоенные годы мы выпустили 43 золотых медалиста и 88 серебряных. Вот и в 2005 году четверо ребят окончили школу с золотой медалью, четверо – с серебряной. Все они стали студентами высших учебных заведений Москвы, Санкт – Петербурга, Орла, Брянска.

Туристическая команда школы – неоднократный призер городских, областных и всероссийских соревнований. В этом большая заслуга директора школы Александра Владимировича Долонько и преподавателя ОБЖ Кирилла Владимировича Слюсаренко.

В школе работает детская общественная организация  «Юные патриоты». Сводный отряд Движения юных патриотов является неоднократным победителем и призером городских соревнований, двукратным (за последние три года) победителем областных соревнований, бронзовым призером Всероссийских соревнований 2005 г.

Расширяя кругозор старшеклассников, учителя организуют многочисленные экскурсии по родной Брянщине: Овстуг, Карачев, Локоть, Малое Полпино, Красный Рог, Дятьково, Свенский монастырь, Партизанская поляна, парк-музей им. Толстого. Немало экскурсий проведено и по соседним областям: Смоленск, Орел — Спасское-Лутовиново, Тула — Ясная Поляна, Москва, Сергиев Посад — Абрамцево — Переславль Залесский, Санкт- Петербург.

                         

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930